Нормальная психическая деятельность

| 21.04.2016

image

Нормальная психическая деятельность предполагает уравновешенную совместную работу обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления. «В зависимости от реализуемого головным мозгом психического акта должна происходить взаимозамещаемость двух полушарий в их доминантно-субдоминантных взаимоотношениях»,— указывает В. М. Мосидзе (1972).

Несмотря на генетическую обусловленность функциональной асимметрии полушарий, окончательное закрепление свойства доминантности за тем или иным полушарием происходит в процессе индивидуального развития личности и во многом определяется условиями внешней среды и, прежде всего, социальными факторами, такими как воспитание и обучение.

В отношении сроков появления и формирования функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека существуют различные точки зрения.

По данным ряда авторов функциональная межполушарная асимметрия появляется на определенном этапе постнатального онтогенеза и с возрастом постепенно усиливается. В раннем детстве нет строгой латерализации речевой функции, т. е. «степень подготовленности» правого полушария к реализации речевых функций в раннем постнатальном периоде находится на уровне потенциальных возможностей левого полушария. На эквипотенциальность полушарий в отношении речевой функции в раннем детстве указывают Зангвил.

Ленеберг также высказывает предположение о том, что речь представлена в обоих полушариях вплоть до двухлетнего возраста и что латерализация речи завершается полностью в периоде половой зрелости. Следовательно, латерализация полушарий в отношении речи 96 й некоторых других психических функций, согласно этой точки зрения, свойство головного мозга, обретаемое, в известной степени, в процессе постнатального развития индивидуума.

В самое последнее время появились работы, поставившие под сомнение эквипотенциальность полушарий головного мозга в отношении речи в раннем возрасте.