Формирование самооценки. Как формируется самооценка

| 25.02.2016

xnSrSnOtZA8

Постепенно ребёнок начинает осознавать, что поведение других людей не может подчиняться его воле и не всё в мире бывает по его «щчучьему велению». Так в годовалом возрасте малыш начинает осознавать свою обособленность от других предметов и людей.

Однако об окружающем мире он ещё «судит по себе», будучи уверен в том, что у других людей восприятие окружающей действительности такое же как у него. Некоторые люди, застрявшие в этой стадии из-за неумелых действий своих родителей, находясь уже в сознательном возрасте, продолжают приписывать окружающим людям собственное представление как о себе самом , так и об окружающем мире, в соответствии со своим образом мышления.

В возрасте 2-3 лет маленькие люди начинают сравнивать себя с другими, в связи с чем у них начинает складываться понятие о самооценке.

В своих сравнениях, малыш в основном ориентируется на социальные нормы, которые ему прививают окружающие взрослые — родители или родственники. Именно от них зависит то, какими нормами поведения будет руководствоваться человек в своей дальнейшей жизни.

Слыша от родителей или других взрослых реплики, вроде: «Какой хороший мальчик — он сам моет руки», малыш невольно сравнивает себя с этим ребёнком и относит себя к категории «хорошего или плохого» в соответствии с навязанными ему ценностями.

Позитивное самовосприятие начинает развиваться у малыша тогда, когда взрослые, устанавливают определённые «границы» хорошего и плохого, всячески поощряют его самостоятельность похвалой и одобрением. В этот период родителям важно осознавать последствия своих высказываний.

Если говорить ребёнку о том, что: «Он плохой мальчик», можно вызвать у него чувство стыда и неуверенности в собственных способностях. Чтобы не разрушать его самооценку, следует различать схему возникновения стыда и вины.

Если родителям не нравится как их чадо поступает, то следует говорить ему об этом в виде: » Так нельзя делать», а не :» Ты плохой, потому — что так делаешь». Показывая ребёнку, как поступать не следует, родитель тем самым и обозначает границы дозволенного формируя у ребёнка понятие о морали и нравственности.

Таким образом у маленького человека формируется уровень притязаний, соответствующий разнице между чувством стыда и чувством гордости, невольно установленные родителями.

Уже к возрасту 4-5 лет дети умеют достаточно адекватно оценивать свою личность, самого себя, свои неудачи и достижения. Теперь эти моральные установки переносятся и на другие сферы жизни: учёбу, труд, общение, а не только на игру.

В этом возрасте можно давать прогноз на ближайшие перспективы развития ребёнка в освоении разных видов деятельности. Исследованиями установлено, что если в этот период самооценка ребёнка является неадекватной в какой- либо сфере деятельности, то как правило, задерживается и саморазвитие в этом виде деятельности.

В младшем школьном возрасте ребёнок стоит на позиции: » Я есть то, что обо мне говорят окружающие взрослые». Этот возраст уже представляет различные виды самооценок: завышенной, адекватной и заниженной.

Со временем, ребёнок начинает подвергать сомнению мнение взрослых о себе, особенно, если они навязывают ему ценности, которые сами нарушают. Для него становятся важным мнение о себе своих сверстников, и собственные представления о совершенстве. В точности установлено, что у детей, отрицательно воспринимаемых ровесниками, формируется более низкая самооценка, чем у тех, кто одобряется сверстниками.

В подростковом возрасте самооценка ребёнка может быть нестабильной и меняться. Различные возрастные периоды характерны изменениями самооценки. Так для младшего подросткового возраста ( около 12 лет) характерно негативное восприятие самого себя ( приблизительно треть детей в этом возрасте оценивает себя так). Однако, уже к 13 годам самовосприятие смещается в сторону положительных изменений.

В юношеском возрасте человек имеет уже более устойчивую самооценку, которая проявляется в различных ситуациях. Формируется образ своего «Я» — относительно устойчивая система представлений о себе, в совокупности с более развёрнутой системой самооценки. На самом деле человек имеет несколько сменяющих друг друга образов «Я», так называемое alter ego.

Уважение к себе самому оказывает важнейшее влияние на сроки начала половой жизни подростка. Как установили учёные. этот фактор оказывает влияние на мальчиков и девочек по-разному, вне зависимости от сроков полового созревания.

Так исследованиями было установлено, что девочки с низкой самооценкой имели в 3 раза большие шансы вступить в половую связь до окончания 9 класса, а мальчики с высокой самооценкой- в 2 раза большие , чем их сверстники с низкой самооценкой.

По мнению психологов, девочки вступают в ранние половые связи, чтобы поднять свою самооценку, почувствовав себя взрослой, и противопоставить себя и свою позицию принятым моральным нормам. В противоположность им, для мальчиков начало сексуальной активности становится символом мужественности, которая одобряется современной культурой и сверстниками- » Он стал мужчиной».

Таким образом психологи сделали вывод о том, что в качестве профилактики ранних половых связей у девочек, можно применять способы для поднятия самооценки.

Виды самооценки.

Учёные рассматривают вопрос самооценки с разных сторон. Они выделяют несколько видов самооценки в зависимости от сферы жизни:

1. Общая самооценка — это оценка самого себя как хорошего или плохого.

2. Парциальная- это оценка достижений в отдельных видах деятельности.

3. Актуальная- это те устремления, которые уже достигнуты.

4. Потенциальная — это уровень притязаний человека, его амбиции.

Далее самооценка делится на адекватную и неадекватную, то есть соответствующую или нет реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

Далее самооценка различается по степени — высокая, средняя, низкая. Завышенная или заниженная самооценка могут стать очагом возгорания конфликтов личности, проявляющихся по-разному в жизни.

Натаниель Бранден (Nataniel Branden)Натаниэль Брандэн, автор многих работ в области исследований самооценки, высказался по этому поводу так: » Самооценки не может быть много, её может быть либо достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди неуверенные в себе.»

Вот внешние признаки здоровой самооценки по мнению Брандена : а. Яркие и живые глаза.

б. Хороший, естественный цвет лица, которое находится в расслабленном состоянии.

в. Положение подбородка находится в гармонии со всем телом.

г. Плечи расслаблены и держатся прямо.

д. Кисти рук также спокойны и расслаблены.

е. Спина прямая и расслабленная ж. Походка имеет признак целеустремлённости ( без агрессивности) з. Голос и его интенсивность соответствует ситуации, с ясным произношением.

То есть основным признаком нормальной самооценки служит внутренняя расслабленность человека, говорящая о том, что он не имеет внутреннего конфликта.

Наиболее часто к услугам психологов прибегают люди имеющие заниженную самооценку. В практике психологов встречаются следующие типы низких самооценок, при оценке которых учитывается уровень притязаний их обладателя: а. Низкая с низкими амбициями б. Низкая с высокими амбициями

В первом случае индивидуум имеет склонность преуменьшать свои достоинства, приписывая свои достижения другим людям или простой удаче.

Второй случай свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, основанного на внутреннем конфликте. конфликт между высокими притязаниями и низкой самооценкой в психологии обозначается термином «аффект неадекватности«.

Этот термин подразумевает под собой стремление их обладателей быть первыми во всём, даже в ситуациях, когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения. Именно поэтому их защитные механизмы психики реагируют на любую ситуацию, кажущуюся им угрожающей или ущемляющей их личную свободу.

Человек, имеющий низкую самооценку с высоким уровнем притязаний, низко оценивается окружающими. Его завышенная самооценка приводит к переоценке своих сил и возможностей. В результате этого у него появляются необоснованные претензии к окружающему миру, которые не поддерживаются окружающими. Посадив сам себя на выдуманный им престол, и не имея поддержки «подданными», индивид может стать замкнутым, чувствуя себя «непонятым гением».

Кроме того, отторжение коллективом влечёт высокомерие и озлобленность по отношению к окружающим. Так происходит разрыв личных отношений и возникновения конфликтов. которые переходят изнутри во внешний мир.

От таких людей нередко можно услышать обвинения в том, что их никто не понимает, и не может оценить по достоинству их личные достижения и качества.

Сумасшедший говорит: «Я Наполеон».

Невротик вторит:» Я хочу, чтобы я был Наполеоном».

Здоровая личность в ответ им скажет:» Я — это я, а ты — это ты, и мне тобой не стать, как и тебе мной.»

Если данная информация оказалась Вам полезной — поделитесь ей с друзьями или оставьте комментарий! Спасибо Вам, дорогие друзья и удачной жизни! Не позволяйте «злым языкам» подрывать вашу самооценку!