Новое о волосах
Опрос

Ваша самая любимая прическа?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Формирование самооценки. Как формируется самооценка

xnSrSnOtZA8

Постепенно ребёнок начинает осознавать, что поведение других людей не может подчиняться его воле и не всё в мире бывает по его «щчучьему велению». Так в годовалом возрасте малыш начинает осознавать свою обособленность от других предметов и людей.

Однако об окружающем мире он ещё «судит по себе», будучи уверен в том, что у других людей восприятие окружающей действительности такое же как у него. Некоторые люди, застрявшие в этой стадии из-за неумелых действий своих родителей, находясь уже в сознательном возрасте, продолжают приписывать окружающим людям собственное представление как о себе самом , так и об окружающем мире, в соответствии со своим образом мышления.

В возрасте 2-3 лет маленькие люди начинают сравнивать себя с другими, в связи с чем у них начинает складываться понятие о самооценке.

В своих сравнениях, малыш в основном ориентируется на социальные нормы, которые ему прививают окружающие взрослые — родители или родственники. Именно от них зависит то, какими нормами поведения будет руководствоваться человек в своей дальнейшей жизни.

Слыша от родителей или других взрослых реплики, вроде: «Какой хороший мальчик — он сам моет руки», малыш невольно сравнивает себя с этим ребёнком и относит себя к категории «хорошего или плохого» в соответствии с навязанными ему ценностями.

Позитивное самовосприятие начинает развиваться у малыша тогда, когда взрослые, устанавливают определённые «границы» хорошего и плохого, всячески поощряют его самостоятельность похвалой и одобрением. В этот период родителям важно осознавать последствия своих высказываний.

Если говорить ребёнку о том, что: «Он плохой мальчик», можно вызвать у него чувство стыда и неуверенности в собственных способностях. Чтобы не разрушать его самооценку, следует различать схему возникновения стыда и вины.

Если родителям не нравится как их чадо поступает, то следует говорить ему об этом в виде: » Так нельзя делать», а не :» Ты плохой, потому — что так делаешь». Показывая ребёнку, как поступать не следует, родитель тем самым и обозначает границы дозволенного формируя у ребёнка понятие о морали и нравственности.

Таким образом у маленького человека формируется уровень притязаний, соответствующий разнице между чувством стыда и чувством гордости, невольно установленные родителями.

Уже к возрасту 4-5 лет дети умеют достаточно адекватно оценивать свою личность, самого себя, свои неудачи и достижения. Теперь эти моральные установки переносятся и на другие сферы жизни: учёбу, труд, общение, а не только на игру.

В этом возрасте можно давать прогноз на ближайшие перспективы развития ребёнка в освоении разных видов деятельности. Исследованиями установлено, что если в этот период самооценка ребёнка является неадекватной в какой- либо сфере деятельности, то как правило, задерживается и саморазвитие в этом виде деятельности.

В младшем школьном возрасте ребёнок стоит на позиции: » Я есть то, что обо мне говорят окружающие взрослые». Этот возраст уже представляет различные виды самооценок: завышенной, адекватной и заниженной.

Со временем, ребёнок начинает подвергать сомнению мнение взрослых о себе, особенно, если они навязывают ему ценности, которые сами нарушают. Для него становятся важным мнение о себе своих сверстников, и собственные представления о совершенстве. В точности установлено, что у детей, отрицательно воспринимаемых ровесниками, формируется более низкая самооценка, чем у тех, кто одобряется сверстниками.

В подростковом возрасте самооценка ребёнка может быть нестабильной и меняться. Различные возрастные периоды характерны изменениями самооценки. Так для младшего подросткового возраста ( около 12 лет) характерно негативное восприятие самого себя ( приблизительно треть детей в этом возрасте оценивает себя так). Однако, уже к 13 годам самовосприятие смещается в сторону положительных изменений.

В юношеском возрасте человек имеет уже более устойчивую самооценку, которая проявляется в различных ситуациях. Формируется образ своего «Я» — относительно устойчивая система представлений о себе, в совокупности с более развёрнутой системой самооценки. На самом деле человек имеет несколько сменяющих друг друга образов «Я», так называемое alter ego.

Уважение к себе самому оказывает важнейшее влияние на сроки начала половой жизни подростка. Как установили учёные. этот фактор оказывает влияние на мальчиков и девочек по-разному, вне зависимости от сроков полового созревания.

Так исследованиями было установлено, что девочки с низкой самооценкой имели в 3 раза большие шансы вступить в половую связь до окончания 9 класса, а мальчики с высокой самооценкой- в 2 раза большие , чем их сверстники с низкой самооценкой.

По мнению психологов, девочки вступают в ранние половые связи, чтобы поднять свою самооценку, почувствовав себя взрослой, и противопоставить себя и свою позицию принятым моральным нормам. В противоположность им, для мальчиков начало сексуальной активности становится символом мужественности, которая одобряется современной культурой и сверстниками- » Он стал мужчиной».

Таким образом психологи сделали вывод о том, что в качестве профилактики ранних половых связей у девочек, можно применять способы для поднятия самооценки.

Виды самооценки.

Учёные рассматривают вопрос самооценки с разных сторон. Они выделяют несколько видов самооценки в зависимости от сферы жизни:

1. Общая самооценка — это оценка самого себя как хорошего или плохого.

2. Парциальная- это оценка достижений в отдельных видах деятельности.

3. Актуальная- это те устремления, которые уже достигнуты.

4. Потенциальная — это уровень притязаний человека, его амбиции.

Далее самооценка делится на адекватную и неадекватную, то есть соответствующую или нет реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

Далее самооценка различается по степени — высокая, средняя, низкая. Завышенная или заниженная самооценка могут стать очагом возгорания конфликтов личности, проявляющихся по-разному в жизни.

Натаниель Бранден (Nataniel Branden)Натаниэль Брандэн, автор многих работ в области исследований самооценки, высказался по этому поводу так: » Самооценки не может быть много, её может быть либо достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди неуверенные в себе.»

Вот внешние признаки здоровой самооценки по мнению Брандена : а. Яркие и живые глаза.

б. Хороший, естественный цвет лица, которое находится в расслабленном состоянии.

в. Положение подбородка находится в гармонии со всем телом.

г. Плечи расслаблены и держатся прямо.

д. Кисти рук также спокойны и расслаблены.

е. Спина прямая и расслабленная ж. Походка имеет признак целеустремлённости ( без агрессивности) з. Голос и его интенсивность соответствует ситуации, с ясным произношением.

То есть основным признаком нормальной самооценки служит внутренняя расслабленность человека, говорящая о том, что он не имеет внутреннего конфликта.

Наиболее часто к услугам психологов прибегают люди имеющие заниженную самооценку. В практике психологов встречаются следующие типы низких самооценок, при оценке которых учитывается уровень притязаний их обладателя: а. Низкая с низкими амбициями б. Низкая с высокими амбициями

В первом случае индивидуум имеет склонность преуменьшать свои достоинства, приписывая свои достижения другим людям или простой удаче.

Второй случай свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, основанного на внутреннем конфликте. конфликт между высокими притязаниями и низкой самооценкой в психологии обозначается термином «аффект неадекватности«.

Этот термин подразумевает под собой стремление их обладателей быть первыми во всём, даже в ситуациях, когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения. Именно поэтому их защитные механизмы психики реагируют на любую ситуацию, кажущуюся им угрожающей или ущемляющей их личную свободу.

Человек, имеющий низкую самооценку с высоким уровнем притязаний, низко оценивается окружающими. Его завышенная самооценка приводит к переоценке своих сил и возможностей. В результате этого у него появляются необоснованные претензии к окружающему миру, которые не поддерживаются окружающими. Посадив сам себя на выдуманный им престол, и не имея поддержки «подданными», индивид может стать замкнутым, чувствуя себя «непонятым гением».

Кроме того, отторжение коллективом влечёт высокомерие и озлобленность по отношению к окружающим. Так происходит разрыв личных отношений и возникновения конфликтов. которые переходят изнутри во внешний мир.

От таких людей нередко можно услышать обвинения в том, что их никто не понимает, и не может оценить по достоинству их личные достижения и качества.

Сумасшедший говорит: «Я Наполеон».

Невротик вторит:» Я хочу, чтобы я был Наполеоном».

Здоровая личность в ответ им скажет:» Я — это я, а ты — это ты, и мне тобой не стать, как и тебе мной.»

Если данная информация оказалась Вам полезной — поделитесь ей с друзьями или оставьте комментарий! Спасибо Вам, дорогие друзья и удачной жизни! Не позволяйте «злым языкам» подрывать вашу самооценку!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>