Новое о волосах
Опрос

Ваша самая любимая прическа?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Что такое самооценка? Различные определения самооценки

98_677х354

Способность оценивать себя самого является ядром личности, важнейшим регулятором её поведения. Эта способность влияет на самокритичность человека, его отношения с окружающими, требовательность к себе и восприятие собственных успехов и неудач. Она связана с уровнем амбиций человека, с его претензиями к жизни и степенью трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой.

Разница между амбициями человека и его настоящими возможностями приводит к неадекватной самооценке, в связи с чем поведение личности становится ненормальным ( появляется усиленная тревожность и эмоциональные срывы, что часто приводит к употреблению алкоголя и наркотиков). Также самооценка находит выражение и в оценке возможностей и результатов деятельности других людей (сравнения).»

Такое определение самооценки даёт словарь психологических терминов:

«Самооценка — это ценность приписываемая личностью себе или своим отдельным качествам. При этом основным критерием по которому производится оценка является система личностных ценностей индивида, то есть критерии имеющие значение для данной личности. Главные функции которые выполняет самооценка — это защитная и регуляторная.

Защитная — обеспечивает стабильность и и независимость личности. Регуляторная — функция на основе которой происходит решение задач выбора стоящих перед личностью. На формирование самооценки человека влияет также оценка окружающими его личности и достижений.

Из научных терминов можно сделать вывод о том, что самооценка- это оценка самого себя и мнение окружающих не должно влиять на наше восприятие самих себя. Однако, многие люди в этом вопросе полагаются только на мнение окружающих о себе , не способные объективно оценить себя.

Так их оценка себя складывается из тех мнений, которые «скажут люди», даже не смотря на то, что эти, окружающие люди порой не способны адекватно оценивать даже собственные действия.

Натаниель Бранден в своей книге «Мощь самооценки» говорит:

Самооценка это:

1. Уверенность в своих способностях думать и справляться с жизненными трудностями.

2. Уверенность в своём праве быть счастливым, иметь чувство собственного достоинства, право на удовлетворение собственных потребностей и желаний (мечтаний), и на получение удовольствия от плодов своих усилий.»

Таким образом самооценка есть слагаемое двух основных аспектов — самоэффективности и самоуважения. Где самоэффективность — это уверенность в своей способности мыслить, в функционировании психики и избирательных процессов (принятие решений, выбор, суждения); уверенность в способности адекватно воспринимать реальность, входящую в сферу собственных интересов и потребностей.

Самоуважение — чувство собственного достоинства, уверенность в себе, своей ценности и уникальности, позитивное восприятие собственного права на счастливую жизнь. То есть формально понятие самооценки можно свести к следующему определению — это способность воспринимать себя как личность умеющую справляться с жизненными задачами и заслуживающую счастья.

Живя и действуя в реальном мире человек невольно сравнивает себя с другими, свои дела и достижения с успехами других людей. Такую же сравнительную оценку мы применяем ко всем своим качествам: успехам в работе или учёбе, способностям и внешности. Говоря другими словами, мы с детства формируем собственную оценку.

При этом наша самооценка может быть совершенно разной, складывающейся из соотношений уровня успеха и нашими притязаниями, всю жизнь меняясь и приобретая формы реалистичной или не очень, устойчивой или колеблющейся, высокой или низкой, положительной или отрицательной.

Вот формула оценки самого себя: Cамооценка = Успех / Притязания

Из неё следует, что повышая свой успех или снижая амбиции, можно повысить свою самооценку. Каким бы не сложилось наше мнение о самом себе, существует два вида свойств личности, оказывающих влияние на формирование самооценки и всю жизнь человека:

Ориентация на успех, ориентация на неудачу.

Люди ориентированные на успех, чаще всего обладают реалистичной , а ориентированные на неудачу — неадекватной, завышенной или заниженной самооценкой.

Первые свои достижения приписывают личностным качествам ( старанию, настойчивости и другим способностям), вторые — внешним причинам ( удаче, везению, обстоятельствам, трудности или лёгкости поставленной задачи).

Ориентированные на успех люди адекватно оценивают свои способности и возможности, мобилизуются при неудачах, которые являются только стимулом для дальнейшего развития и решения проблем.

В противоположность им, люди избегающие неудач склонны к недооцениванию себя, быстро опуская руки при поражениях, снижая самооценку и используя защитные механизмы психики, которые находят им множество оправданий, как бы доказывая какой ты неудачник.

Каким бы человек не был, личностью он становится в процессе совместной деятельности в обществе других людей и общении с ними. Живя своей жизнью он невольно сверяется с ожиданиями окружающих от него, примеряя на себя их мнения , требования и чувства. Так окружающий мир оказывает влияние на механизм регуляции поведения человека — самооценку.

Самооценка влияет на отношения с окружающими, эмоциональное состояние, удовлетворённость работой, учёбой, семьёй и жизнью в целом. Если не полюбить и не начать уважать себя, то вряд-ли получится любить и уважать других людей, однако не стоит достигать в любви к себе степени нарциссизма, которая также создаёт проблемы в жизни.

С точки зрения М. Джеймса и Д.Джонгварда людей можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих, в чистом виде которых в природе не существует.

Победители (Актуализаторы) самым важным в жизни считают возможность быть собой, а вовсе не достижения. Их аутентичная (подлинная, оригинальная) личность старается реализовать свою неповторимую индивидуальность, познавая всё новое, и ценя подлинность в других.

Этот тип людей не посвящает свою жизнь фантазиям о возможных сценариях развития событий в прошлом. Они являются самими собой, не заносясь и не высказывая претензий миру и другим людям, стараясь не манипулировать другими, а делая себя сами.

Выигрывающие не одевают на себя масок, понимая разницу между казаться кем-то и быть им. Они отвергают нереальный образ самого себя, не считая не самыми худшими и не самыми лучшими, но стремятся быть лучше и вместе с собой менять свой мир к лучшему.

Они также как и все остальные люди могут терять землю под ногами и терпеть неудачу, однако, не глядя на неудачи, Выигрывающие не теряют веру в себя.

Победители умеют отделять факты от личных мнений, самостоятельно мыслить и применять свои знания, не претендуя при этом на статус гуру, имеющего ответы на все вопросы. Слушая мнения других людей, они оценивают их слова, приходя к собственным умозаключениям.

Умея уважать и восхищаться другими людьми, Выигрывающие никогда не зависят от них полностью и не испытывают священный трепет и благоговение перед другими. Не стараясь изображать беспомощность, они не играют в обвинения. Вместо этого они стараются принять ответственность за свою жизнь.

Выигрывающие стремятся познать себя и понимать свои чувства, не боясь их, и не зацикливаясь на двойственных чувствах и внутренних противоречиях. Являясь настоящими, они умеют быть непосредственными, осознавая свои чувства и желания и проявляя их.

Этот тип людей испытывает интерес к жизни, получая удовольствие от хорошо сделанной работы, от природы, других людей и своего тела. Без ложной скромности они могут радоваться своим достижениям, и не испытывая зависти радуются достижениям других.

Как было отмечено, редко можно встретить человека полностью являющимся Победителем или Проигравшим. Большая часть в одних сферах жизни могут выигрывать, а в других проигрывать. Кем является человек, в основном зависит от тех событий, которые произошли с ним в детстве.

Несмотря на то, что люди появляются на свет Божий чтобы выигрывать, вначале своего жизненного пути они беспомощны и полностью зависимы от окружающего их мира и людей в нём. Позже Выигрывающие совершают удачный переход от полной беспомощности к независимости, а затем и к взаимозависимости.

Проигрывающие (Манипуляторы) — нет. С определённого момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.

Недостаток внимания и заботы со стороны родителей, семейные ссоры, грубость, дурное воспитание, длительные проблемы и неприятности, болезни, психологические травмы являются теми факторами, которые создают благоприятные условия для формирования Проигрывающих.

Эти факторы являются препятствиями на пути нормального развития у ребёнка самоактуализации и независимости. Чтобы справляться с этими негативными переживаниями, дети обучаются и привыкают к манипуляциям окружающими и собой. Часто манипулятивный тип поведения внедряется в их жизнь настолько, что от него трудно потом отказаться.

Одни Проигрывающие считают себя успешными, но тревожными или попавшими в ловушку, а также несчастными. Другие жалуются на недостаток сил, безволие, слабость или скуку. Они не осознают того, что сами ограничивают себя, посадив в клетку, вырыли себе яму или наскучили.

Редко живя настоящим, Проигрывающие уничтожают его, сосредотачиваясь на воспоминаниях прошлого или ожиданиях будущего. Цепляясь за прошлое, они прокручивают возможный сценарий развития событий или омывают слезами свою несчастливую долю.

Жалея себя и перекладывая на других ответственность за свою несчастную жизнь, они исполняют роль Проигрывающих, которая включает в себя обвинение других и оправдание себя. Вот перечень тех оправданий, который пользуются успехом у Проигрывающих:

«Всё могло бы быть иначе если бы:

Я женился на другой…

Имел другую работу…

Окончил школу…

Была красивой…

Мой супруг бросил пить…

Имел лучших родителей…

Родился в богатой семье…

Ожидая подарков от будущего, Проигрывающие испытывают тревогу в настоящем, ничего сами не делают для того, чтобы это будущее изменить. Их сверх всякой меры беспокоят собственные, реальные или воображаемые, предчувствия — кризис, отставка, погода, болезнь, проверка на работе, оплата счетов, любовная история (как правило чужая) и тому подобное.

Свою собственную жизнь они упускают, не замечая возможностей, которые проходят мимо них. Их голова забита размышлениями не имеющими отношения к текущим в их жизни делам. Постоянное беспокойство и страх перед будущим коверкает их реальное восприятие окружающей действительности. Они мешают сами себе чувствовать, понимать, видеть и слышать.

Так жертвуя своей реальной натурой, Проигрывающие переплачивают за возможность носить маски, порой забывая и презирая свою настоящую сущность, как бедного родственника.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>